домой      карта сайта


   Филиал МОУ СОШ с.Вадинск в селе Ягановка
            

442188 Пензенская область с.Ягановка ул.Верхняя , 12

телефон 3-83-31


 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К ДНЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ



ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ  ГИА

ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ООН  ФГОС МОУ ООШ с.ЯГАНОВКА

КАДРЫ




ШКОЛЬНЫЕ НОВОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПРОЕКТ 
«ИСТОРИЯ СЕЛА: ЛЮДИ, ДОСТИЖЕНИЯ»

ФОТОГАЛЕРЕЯ























































 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ООН ФГОС МОУ ООШ с.ЯГАНОВКА



Образовательная программа

начального общего образования

в контексте ФГОС

филиала МОУ СОШ с.Вадинск в селе Ягановка

(школа работает по УМК «Гармония)

СОДЕРЖАНИЕ:

· пояснительная записка;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

· примерный учебный план;

· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

· программы отдельных учебных предметов, курсов;

· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

· программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни[1];

· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785. 1, приказ № 473/01-07 от30.08.2011 год « О внесении изменений региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Пензенской области от 19.01.2005 №3 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Пензенской области, реализующих программы общего образования» приказ №119/01-07 от 05.032012г.

ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

• системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями

• концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией

универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.

• требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.

Основу организации образовательного процесса составляют принципы:

– развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;

– культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;

– целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;

– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.

Образовательная программа начального общего образования МОУ ООШ с. Ягановка ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК « Гармония », в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

Образовательная программа начального общего образования МОУ ООШ с. Ягановка создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками дошкольного отделения и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Специфика кадров МОУ ООШ с.Ягановка определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли курсовое обучение и владеют современными образовательными технологиями.

Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в МОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Сокращения, используемые в предлагаемой программе: НОО — начальное общее образование; МОУ — муниципальное образовательное учреждение; ООП — основная образовательная программа; ОПНШ — образовательная программа начальной школы; ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП — базисный учебный план; УМК — учебно-методический комплекс.

Термины и определения, применяемые в тексте образовательной программы, приводятся в Приложении 6.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2011—2012 годы и на плановый период до 2017 года, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ ООШ с. Ягановка, учащимся и их родителям.

Учебный план МОУ ООШ с. Ягановка.

Режим работы: начало занятий ¾ 9.00, с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5—2 мин каждая, продолжительность перемен между уроками ¾ 10 мин, большая перемена ¾ 30 мин. Продолжительность учебного года на первой ступени об­щего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 не­дели.

Продолжительность каникул при 6-ти дневной учебной недели в течение учебного года со­ставляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в те­чение года динамическая пауза после 2 урока и дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

  • в 1 классе - 35 минут 1 полугодие; 45 минут – 2 полугодие
  • во 2-4 классах - 45 минут.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов

по классам

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

3

Иностранный язык

-

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

5

5

4

Обществознание и естество-

знание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

-

-

-

1

Искусство

Изо

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Технология

Труд (технология)

1

1

2

2

Здоровый образ жизни

1

1

1

Развитие речи

1

1

1

Всего за неделю

21

26

26

26

Всего за 4 года обучения

НЕ более 3210 часов

Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Гармония»

Примерные программы по отдельным учебным предметам. Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, содействуют приобщению школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство общения и явление национальной культуры, у них будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка ученики получат возможность реализовать потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык для поиска необходимой информации в разных источниках.

В результате изучения курса литературного чтения учащиеся осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У школьников будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать точку зрения собеседника. Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и научиться воспринимать художественное произведение как вид искусства.

В результате изучения математики ученики научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневной жизни.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» ученики расширят, систематизируют и углубят представления о природных и социальных объектах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся способы осмысления личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

Основная цель изучения предмета «Технология» заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Предметная область «Искусство» включает две дисциплины: «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи:

– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства;

– выражение в различных видах художественно-творческой деятельности своего отношения к окружающему миру;

– реализация личностного творческого потенциала при решении учебных и художественно-практических задач.

В процессе усвоения содержания предметной области «Искусство» ученики:

– получают первоначальное представление о закономерностях отражения жизни в разных видах искусства, о роли искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

– учатся воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать произведения музыкального и изобразительного искусств;

– приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и миру, творческого самовыражения в различных видах художественной и музыкальной деятельности.

В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создаст условия для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира.

Предметная область «Физическая культура». Основная цель его изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки,

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Программа формирования универсальных учебных действий. Исходя из основных задач и направлений развития системы образования, основываясь на представлениях обучающихся, учителей и родителей об идеальном выпускнике начальной школы, творческий коллектив учителей и родителей в качестве базовых ориентиров в программе универсальных учебных действий выделяет:

— ценностные ориентиры начального общего образования;

— ориентиры, направленные на формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

— ориентацию на достижение планируемых результатов на всех этапах развития личности школьника;

— проектирование психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности и формирование универсальных учебных действий.

Одним из способов реализации компетентностного подхода в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями мы будем понимать способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.

Подпрограммы формирования универсальных учебных действий представлены в Приложении 1.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

I. Требования к основным предметным результатам

Выполнение итоговых предметных тестов на уровне выше среднего по району; грамотная письменная речь выше среднего уровня; умение строить высказывания в определённом стиле, в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными нормами; владение навыками устного счёта со скоростью выше среднего уровня; знание правил поиска неизвестного компонента в уравнениях и умение применять эти правила; умение самостоятельно выстраивать линию времени по историческим темам; умение работать с различными картами.

II. Требования к основным и метапредметным результатам

II. 1. Универсальные учебные умения: самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой; находить межпредметные связи; связно, осмысленно и творчески пересказывать содержание изученного материала; осмысленно ставить перед собой учебные цели и задачи и достигать их; самостоятельно организовывать свою работу на уроке; самостоятельно выполнять действия по алгоритму; овладение первичными навыками работы на компьютере; умение формулировать разноуровневые вопросы; графически оформлять изучаемый материал; составлять свой текст на основе изученного материала; аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала; грамотно оформлять задания в тетради; выражать свои мысли устно и письменно.

II. 2. Уровень развития познавательных процессов: наблюдательность; осмысленное запоминание прочитанного или прослушанного текста; скорость освоения нового материала выше среднего норматива по району; умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно выделять в изучаемом материале существенные характеристики; развитое произвольное внимание.

III. Требования к результатам личностного развития

III. 1. Мотивационные характеристики, общая культура: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу; начитанность на уровне выше среднего по району; устойчивый интерес к истории изучаемых предметов.

III. 2. Коммуникативные характеристики: речевая культура, коммуникативные качества (умение вести диалог, устанавливать контакт, слушать и принимать точку зрения собеседника, грамотно отстаивать свою точку зрения); умение дружить, умение и желание помогать одноклассникам и другим людям; умение общаться и работать в коллективе; умение свободно общаться со старшими школьниками и учителями, находить с ними общий язык.

III. 3. Волевые и деятельностные характеристики: ответственность при выполнении самостоятельных заданий; прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие; целеустремлённость, проявление инициативы; саморегуляция; волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность; умение самостоятельно планировать и организовывать своё время; умение самостоятельно принимать решения в учебном процессе.

III. 4. Индивидуальное развитие: умение осознавать свои индивидуальные способности для дальнейшего их развития.

Таким образом, у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие основные компоненты учебной деятельности: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; соответствующее возрастным нормам развитие познавательной сферы; достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития, нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы; сформированный контроль и самоконтроль; положительная самооценка.

Планируемые результаты разработаны на основе требований к освоению основных образовательных программ и учитывают содержание базисного учебного плана, фундаментального ядра содержания общего образования, программы формирования УУД, системы оценки, а также потребности учащихся, родителей и общества.

Планируемые результаты представлены двумя уровнями: в обобщённой форме (раскрывающей общие результаты для всего процесса обучения в начальной школе) и технологической (характерной для предметной специфики), представленной в программах учебных дисциплин. Обобщённый уровень оценивания УУД представлен в Приложении 2.

Система оценки учебных достижений обучающихся

Система оценки учебных достижений в школе позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает: предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический) контроль, итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела), комплексную проверку. Теоретическое обоснование системы оценки учебных достижений представлено в Приложении 3.

Методы контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся

Методы

Задачи

Оценка

Предварительный контроль

Наблюдение, письменные и графические работы, диктанты, сочинения, решение и составление задач, тестирование

Установление исходного уровня развития разных аспектов личности учащегося, и прежде всего исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика

Уровневая:

— высокий уровень готовности к учебной деятельности;

— средний уровень готовности к учебной деятельности;

— низкий уровень готовности к учебной деятельности

Текущий (тематический) контроль

Наблюдение, устный опрос, практические и лабораторные работы, работа в тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, экзамены, проектные работы

Установление обратной связи; диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики последнего, сопоставление реально достигнутых на отдельных этапах результатов с планируемыми; стимулирование учебного труда учащихся; своевременное выявление пробелов в усвоении материала для повышения общей продуктивности учебного труда

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.;

2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях.

Итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела или целого предмета)

Наблюдение, устный опрос, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, экзамены, проектные работы

Систематизация и обобщение учебного материала

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.;

2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях.

Комплексная проверка

Комплексное тестирование (тест обученности), тесты успешности, аутентичное оценивание (презентация портфолио)

Диагностирование качества реализации межпредметных связей. Оценка личностных достижений и образовательных результатов равнозначна понятиям «подлинная оценка», или «оценивание реальных результатов». Оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, пересматривать её и проявлять инициативу в достижении личных результатов

Будет оцениваться способность обучающихся объяснять явления, процессы, события, представления о природе, об обществе, о человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности с опорой на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. В данном случае оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.

Тест успешности (с открытой формой вопросов) оценивается по уровням: высокий, средний, низкий.

Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных педагогом и учащимися.

Уровень психологической готовности детей к обучению в школе будет изучаться по следующим показателям: мотивация к обучению (интерес к обучению в школе), интеллектуальное развитие (познавательная активность); развитие коммуникативности (культура общения со сверстниками); произвольность поведения; адаптационный язык.

При выборе параметров, характеризующих творческую самореализацию детей, мы исходим из представления о том, что параметры должны отражать в совокупности мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты творческой деятельности учащихся.

Опираясь на представление о том, что способность к самореализации в познавательной деятельности формируется и проявляется в процессе решения ребёнком самостоятельных познавательно-творческих задач (Н. Г. Дмитрук), мы выделили уровни успешности их выполнения в качестве диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности. Успешность будет определяться по степени осмысления (понимания) ребёнком творческой идеи (замысла), лежащей в основе познавательной задачи (С. Н. Горычева):

высокий уровень творческой самореализации присущ тем детям, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе решения (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности);

средний уровень характерен для детей, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческой задачи, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и необходимости их преодоления;

низкий уровень творческой самореализации наблюдается у тех детей, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в решении творческих задач, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе решения познавательной задачи.

В качестве важного показателя творческой самореализации как личностной и ценностной характеристики будет рассматриваться потребность детей в признании и самоутверждении. Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, в уважении и участии, в принятии коллективных решений. Потребность в самоутверждении — в стремлении к престижу, в желании отличаться от других, привлекать к себе внимание.

Специальное исследование названных потребностей будет осуществляться в рамках творческой деятельности, а также в рамках школьной научно-практической конференции «Ученик - исследователь» и годового цикла конкурсов, где дети и педагоги будут демонстрировать разнообразные способности. В соответствии с диагностическим подходом к оценке эффективности реализации программы «Юный исследователь» уровень развития творческого мышления детей будет исследоваться по «Тексту креативности» Е. Торренса.

Образовательная программа

Результаты освоения образовательной программы МОУ ООШ с. Ягановка включают как выполнение основных норм образовательных стандартов, так и достижение вариативных результатов, связанных со спецификой образовательного учреждения.

Итогом освоения образовательной программы МОУ является достижение как уровня элементарной грамотности (базовый образовательный стандарт), так и повышенного уровня. Достижение уровня элементарной грамотности характеризуется овладением элементарными средствами образовательной деятельности: чтением, письмом, счётом.

Под овладением подразумевается знание правил и умение применять их в образовательной деятельности. Повышенный уровень определяется способностью обучающихся к самостоятельному использованию освоенных средств и методов познавательной деятельности для решения учебных задач творческого характера.

Условия реализации основной образовательной программы
начальной школы

1. Кадровые условия реализации программы. Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МОУ ООШ с. Ягановка имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью.

2. Финансовые условия реализации программы. Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. При финансировании МОУ ООШ с.Ягановка используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчёте на одного обучающегося. Финансовая политика МОУ обеспечивает необходимое качество реализации основной образовательной программы.

3. Материально-технические условия реализации программы. МОУ ООШ с. Ягановка располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в МОУ оборудовано: 1 кабинет информатики, обновлён и пополнен библиотечный фонд, обновлено и пополнено программно-информационное обеспечение. Имеется выделенная интернет-линия, разработан собственный сайт.

МОУООШ с. Ягановка располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.

Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребёнка, и комфортные санитарно-гигиенические условия.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы. Для реализации образовательной программы начальной школы в МОУ ООШ с.Ягановка используется компьютер, мультимедийный проектор, используются учебники, рекомендованные Минобрнауки РФ.

Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:

1) назначение ответственных за подпрограммы: формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, реализации общественного договора;

2) организация совместно с попечительским советом системы общественной экспертизы реализации программы;

3) организация информирования родителей о программе;

4) создание системы оценки результатов освоения образовательной программы;

5) подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета.

Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность включает в себя 2 часа и представлена четырьмя направлениями ( спортивно-оздоровительное направление, гражданско- патриотическое направление)

Приложение 1

Результаты формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребёнка к обучению в основной школе

Личностные действия (смыслообразование, самоопределение): сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Регулятивные действия: овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные действия: формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Коммуникативные действия: способность учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

• обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки;

• служат основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;

• служат основой (содержательной и критериальной) для разработки рабочих программ и учебно-методической литературы, а также для системы оценки соответствия достижений обучающихся требованиям ФГОС.

У выпускника начальной школы МОУ ООШ с.Ягановка

должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности: высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

высокий уровень развития познавательной сферы;

высокий уровень интеллектуального развития, достаточно развитое мышление; нормальный или высокий уровень учебно-познавательной мотивации; контроль и самоконтроль; положительная самооценка.


Приложение 2

Оценивание универсальных учебных действий

Планируемые результаты

Способы достижения результатов

Способы оценивания

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, принятия образца «хорошего ученика»;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— основы гражданской идентичности личности, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— знание моральных, персональных и конвенциональных норм, развитие морального сознания и нравственно-правовой культуры;— установка на здоровый образ жизни;

— художественная культура;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Применение соответствующих программ и технологий обучения.

Программа: Общеобразовательная программа УМК «Гармония

Технологии: развивающих игр, игротренинга, валеологического воспитания, технология ритмопластики, эффективного обучения посредством ролевой игры

Портфолио, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД)

Познавательные УУД

Выпускник научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Программа: «Гармония»; Технологии: моделирования, развития творческого воображения и связной речи, коллективного способа обучения — КСО, развивающего обучения, обучения декоративной росписи, русских народных промыслов, музыкального воспитания детей средствами народных инструментов, развивающего чтения, информационно-коммуникационные технологии

Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), тестирование, индивидуальное безотметочное оценивание

Регулятивные УУД

Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации;

— использовать знаково-символические средства

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— обобщать;

— осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

— устанавливать аналогии;

— владеть общими приёмами решения задач

Программа: «Гармония»;

Технологии: развития познавательных способностей на основе интеграции образовательного содержания, развития информационно-коммуникационной компетентности, развивающего обучения, КСО, музыкального воспитания детей средствами народных инструментов, обучения декоративной росписи, русских народных промыслов

Наблюдение, индивидуальная карта творческих достижений (ИКТД), портфолио, индивидуальное безотметочное оценивание

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

— ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать и уважать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению;

— грамотно задавать вопросы;

— строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи

Программа: «Гармония»

Технологии: предупреждения деформации взаимоотношений, развития воображения и связной речи, мнемотехники, развивающего чтения, информационно-коммуникационные технологии

Наблюдение, анкетирование, оформление книги личных достижений, портфолио, урок творческого отчёта


Приложение 3

Теоретическое обоснование системы оценки результатов учебной деятельности МОУ ООШ с. Ягановка:

В соответствии с ФГОС основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных образовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым материалом.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников по освоению содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе:

— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности;

— коммуникативных и информационных умений.

Система оценки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю, так и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки, как её естественная встроенность в образовательный процесс. Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Основное содержание оценки в начальной школе строится на основе сформированности внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки (включая осознание своих возможностей в учении), мотивации учебной деятельности (включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы), знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.

Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. Оценка данных результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программы. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

Важнейшими принципами контроля обученности (успеваемости) учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются объективность, систематичность, наглядность, открытость.

Приложение 4

Программа духовно-нравственного воспитания

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс комплексного, организованного и целенаправленного воздействия на чувства, желания, мнения личности и опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определённой позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования и системы дополнительного образования.

Целостный процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:

— создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

— стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

— организацию коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы — традиционных и творческих;

— поддержку ребёнка на индивидуальном пути духовно-нравственного развития, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Направления работы учителя в рамках программы

Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, игра «Символы России», виртуальное путешествие «Если с другом вышел в путь», серии классных часов «Чтобы человек не мешал человеку…» (современные принципы этикета), «Горжусь тобой, моя Россия» и т. д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом бабушек, Советом отцов. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Общественно полезная и трудовая деятельность: дежурство по классу, серии классных часов «Труд и призвание», «В мире профессий», выставки технического творчества, неделя ремёсел, посещение промышленных предприятий и т. д.

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение праздников «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Весенние забавы», посещение театров и т. д. Обеспечение условий для художественно-творческой деятельности детей осуществляется через активное сотрудничество с библиотекой, что способствует развитию навыков креативной деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Приложение 5

Программа здорового образа жизни

Создание условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника — одна из важнейших задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на одного ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соответствии с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогащению учащихся валеологическими знаниями, начинающаяся в детском саду и продолжающаяся в начальной школе в рамках предмета Окружающий мир.

Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы посещение спортивного зала и стадиона для учащихся начальных классов.

Приложение 6

Основные термины, используемые в программе

Ключевые компетенции — совокупность знаний, умений, мотивации и ценностей, обеспечивающих успешное решение проблем, часто встречающихся в повседневной жизнедеятельности современного человека.

Самоопределение — процесс, включающий осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в учебной и внеучебной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в разнообразных видах деятельности.

Универсальные учебные действия — совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Основная образовательная программа — документ, раскрывающий основные цели, содержание, методы организации образовательного процесса, совокупность условий его успешного осуществления, исходя из требований современного социокультурного развития страны, отдельных регионов, интересов семьи и самих обучающихся.

Образовательная область — совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение комплекса схожих по содержанию знаний, умений, компетентностей и социального опыта в определённой сфере познания и преобразования человеком природного и социального мира.

Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика — персональный путь выявления и развития задатков и способностей отдельных учащихся, их соотнесения с требованиями, предъявляемыми современной действительностью к личности при выборе жизненных ориентиров, вариантов получения начального образования и успешной самореализации в учебной и внеучебной деятельности.

Планируемые результаты освоения образовательных программ — система конкретных показателей достижений учащихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к обучению в системе основного и полного общего образования.

Приложение 7

Уровни диагностики творческой самореализации детей

При диагностике творческой самореализации детей мы выделяем следующие уровни:

высокий, характеризующийся устойчивым интересом и самостоятельностью ребёнка в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими детьми в условиях коллективного выполнения творческих заданий;

средний, проявляющийся в эпизодической инициативности, неустойчивом интересе к решению творческих задач, завышенной или заниженной самооценке, недостаточной сформированности умений действовать согласованно с другими детьми в процессе выполнения творческих заданий;

низкий, характерный для детей, у которых отсутствуют собственные творческие инициативы, наблюдаются избегание самостоятельных решений, ориентация на образец и помощь взрослого, возникают трудности в установлении межличностных отношений при создании совместных творческих продуктов, выражена заниженная самооценка.




      


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS